sergiiНа вопросы «ДВ» отвечает священник Сергий Петрусевич, настоятель Покровского храма г.Жабинка, благочинный Жабинковского округа

– Отец Сергий, 2-3 февраля 2015 года в Москве состоялось Архиерейское Совещание, участники которого "одобрили, с последующим утверждением Архиерейским Собором, документ "Об участии верных в Евхаристии", которым надлежит руководствоваться в своей практике всем архипастырям, пастырям и мирянам Русской Православной Церкви". Документ опубликован на церковных сайтах, священнослужители уделяют ему особое внимание во время проповедей, в храмах нашей епархии по благословению Преосвященного Иоанна, Епископа Брестского и Кобринского раздают листовки, подготовленные Миссионерским отделом епархии, где приводится сокращенный вариант документа. Что Вы можете сказать о принятом документе?

– Значение этого документа сложно переоценить, так как он не только указывает, как правильно организовать церковно-приходскую жизнь, но, что самое главное, - ориентирует внимание человека XXI века на самое важное в духовной жизни- радостную встречу со Христом. Приведу замечательные слова священномученика Серафима Звездинского(1937), который говорит: "Много чудных цветов на пажитях церковных, но всех прекраснее роза – Божественная литургия.

Дивны драгоценные камни Церкви нашей – обряды, но всех ярче блистает бриллиант - Божественная литургия. Все источники, все ручейки - таинства наши сливаются в глубочайшем Святейшем Таинстве Божественной литургии". Так должен смотреть современный человек на церковную жизнь с ее молитвами, обрядами, установлениями, почитая их, осознавая их необходимость в жизни христианина, только при одном условии- участии в Божественной литургией и соединении со Христом в Таинстве Евхаристии.

О важности Причащения говорил Христос своим ученикам: "Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Мф.26,26). Все предельно ясно. Что еще можно к этим словам добавить?

Ничего добавлять не нужно. Смысл документа не в том, чтобы ввести что-то новое, а в том, чтобы еще раз напомнить всем верным, для чего существует Евхаристия, для чего мы причащаемся и как часто это должно происходить в жизни любого верующего христианина. Например, в документе говорится, что "первохристианская практика причащения за каждой Божественной литургией остается идеалом и в настоящее время, являясь частью Предания Церкви". То есть то, что было естественным для христианина I века, для человека XXI стало исключением. Очевиден процесс постепенного угасания духовной горения, и со временем "высокий идеал постоянной готовности к принятию Святых Таин оказался труднодостижим для многих христиан".

– Почему это произошло?

– Были объективные исторические причины, связанные с приданием христианской религии статуса государственной в Византийской империи. Об этом можно рассуждать долго. Но сейчас не об этом. В связи с поставленным вопросом на память приходят слова Спасителя: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь" (Мф. 22, 35). Если нет такой любви к Богу, нет и желания встречаться с Ним.

– Отец Сергий, может вопрос заключается как раз наоборот, в очень сильной любви, так как многие говорят, что они недостойны Причащаться?

– Безусловно, все мы недостойны этого великого дара. Никто никогда не может утверждать, что он достоин причаститься, так как мы «все много согрешаем» (Иак. 3,2). Необходимо, чтобы человек соотносил свое внутреннее поведение, свое благочестие, свой образ жизни с высотой таинства Еврхаристии, помня слова апостола: "Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11,26-30)". Ко всему сказанному необходимо добавить рассуждение святителя Иоанна Златоуста:" Знаю, что все мы заслуживаем наказания и порицания, и что никто не может похвалиться тем, что имеет чистое сердце. Но не в том беда, что мы не имеем чистого сердца, а в том, что не имея его, мы еще и не приходим к тому, что может сделать его чистым". Ключевая фраза святителя "в том беда, что... не приходим к тому, что может сделать его чистым" будет ответом на заданный вопрос об "очень сильной любви к Богу".

– Как говорить об основополагающем Таинстве нашей Церквио – Евхаристии тем, кто считает, будто можно быть верующим без Церкви и, следовательно, без причащения? И таких людей не так уж мало.

– Эти добрые и прекрасные люди с полной уверенностью скажут, что Бог у них в душе и никакие внешние действия или посредники им не нужны. Вот оно – необъятное пространство для нашей проповеди, в большей степени для священнослужителей и воцерковленных мирян. Очень сложно, но говорить надо. В этом вопросе, как в прочем и в других богословских вопросах, нельзя полагаться на свои знания и силы. Необходимо обратиться к Богу с молитвой пророка Давида: " Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою" (Пс.50,15). Вспомним, что сказал Господь апостолу Петру, который сказал перед всеми, что Иисус - "Христос Сын Бога Живого". " Тогда Иисус сказал ему в ответ: "Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах" (Мф. 16,13). Господь откроет, главное, чтобы тот, кто будет говорить о важности причащения, сам жил, а вернее горел, от богослужения к богослужению ожиданием встречи со Христом.

– Апостол Павел говорит о внимательном отношении к Таинству Причащения. Как должен человек готовить себя к тому, чтобы причастится за богослужением?

– Необходим телесный пост и это известно всем, даже тем, кто очень редко посещает храм, но "подготовка к причащению состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила". Будет уместно здесь привести дословный текст документа: "Неизменной частью молитвенной подготовки является Последование ко святому причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. "Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа" в Следованной Псалтири)". Молитвенное правило обязательно для всех. Но, для тяжелобольного или для человека, который причащается, не имея опыта церковной жизни, или делает это в особых обстоятельствах жизни, например, во время болезни, — конечно, можно испросить благословения духовника на другие молитвы. Об этом также говорится: "Требования подготовки ко святому причащению определяются для каждого верующего церковными постановлениями и нормами, которые применяются духовником с учетом регулярности приобщения Святых Таин, духовного, нравственного и телесного состояния, внешних обстоятельств жизни, например, таких как занятость, обремененность попечениями о ближних".

 – Отец Сергий, как часто необходимо причащаться?

– В рассматриваемом нами документе предлагается следующее: "Каждый верующий может руководствоваться такими словами святого Феофана Затворника: "Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче – со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно". Исповеднический подвиг Церкви в годы гонений ХХ века побудил многих священнослужителей и чад церковных переосмыслить существовавшую ранее практику редкого причащения. В частности, в 1931 году Временный Патриарший Синод в своем постановлении от 13 мая указал: "Пожелание касательно возможного частого причащения православных христиан, а для преуспевающих из них о и ежевоскресного признать приемлемым". Однако практика частого причащения не может быть автоматически распространена на всех без исключения верующих, поскольку частота причащения напрямую зависит от духовно-нравственного состояния человека дабы, по слову Златоуста, верующие приступали ко причащению Святых Таин "с чистою совестью, насколько нам это возможно"".

– Кто не может причащаться? Есть такие ограничения?

– Есть. В документе сказано: «Недопустимо причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид». А еще очень важное, на мой взгляд, ограничение налагается на людей, живущих в блуде или, так называемом "гражданском браке", который не имеет ни государственной регистрации, ни церковного благословения. Мужчина и женщина живут вместе в одном доме или в одной квартире, не являясь мужем и женой. Такое положение вполне устраивает как молодых людей, так и их родителей. Но то, что устраивает их не может не волновать Церковь, поэтому блудное сожительство является каноническим препятствием ко причащению.

– Отец Сергий, нашу беседу можно продолжать долго, так как рассматриваемый нами документ действительно очень важен. Что бы Вы хотели еще пожелать нашим читателям в связи с обсуждаемой темой?

– Мы затронули в беседе только некоторые аспекты Таинства Евхаристии, изложенные в документе. В храмах нашей епархии этот текст был предложен всем для ознакомления, а священнослужители разъясняли те или иные вопросы, вызывающие сложность для понимания. Документ размещен на официальном сайте нашего прихода по адресу: ttp://pokrov-church.by. Долг каждого христианина ознакомится с документом и в меру своих духовных и физических сил стремиться ко Христу, жить этим стремлением, помня слова Спасителя: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6, 54).

Беседовал Геннадий Левчук

Уважаемые читатели! Объявляется подписка на православную газету «Духовный вестник» на второе полугодие 2018 года – подписной индекс 63113, цена на 1 месяц – 1,04 руб., на 3 месяца – 3,12 руб., на полгода – 6,24 руб.

Подписка оформляется во всех почтовых отделениях РБ. Спрашивайте газету "Духовный вестник" в киосках "Белсоюзпечати".