o dimitry 2На вопросы «ДВ» отвечает клирик Свято-Троицкого храма г.Бреста иерей Димитрий Омельянец.

– Заканчивается Рождественский пост. Приближается само Рождество. Праздник необычен, если окунуться в историю: Иерусалим весь спит, спят все окрестности, бодрствуют только пастухи. И … совершается величайшее Таинство – Рождение Сына Божия, Рождество Христово. Возвещается оно людям непосредственно ангелами. Кому возвещается? Пастухам… А затем волхвам, восточным мудрецам, ученым людям своего времени. И они тоже пришли поклониться Родившемуся Богомладенцу, следуя за звездой. Отец Дмитрий, В чем символизм или вселенский смысл такой последовательности?

– Почему радость о рождении Богомладенца возвещается простым пастухам, а не ученейшим представителям иудейского народа в лице книжников и фарисеев, хорошо объясняет в своем толковании на Евангелие Блаженнейший Феофилакт, архиепископ Болгарский. Он пишет, что Ангел является пастухам за простоту их нрава и незлобие, так как они видимо подражают образу жизни праведных. Ведь Иаков, Моисей и Давид, были тоже пастухами. Напротив ангел не явился фарисеям или книжникам, потому что они были лицемерами и вели себя чрезвычайно надменно. Таким образом, Господь с самого начала избирает для своей проповеди чистых сердцем.

А вот как раз о смысле последовательности замечательно говорит, митрополит Казанский и Татарстанский, Анастасий. По его мысли в рассказе о Рождестве Христовом примечательно то, что первыми поклонились родившемуся Спасителю пастухи, истинные дети природы, которые могли открыть пред Ним только сокровищницу своего сердца, полную простоты, веры и смирения. Уже значительно позже пришли волхвы с Востока, насыщенные ученой мудростью, повергшие пред Богомладенцем вместе с благоговейною радостью золото, ладан и смирну. Они должны были совершить долгий путь, прежде чем достигли Иудеи, и даже, находясь уже в Иерусалиме, не сразу смогли найти место рождения Царя Иудейского. Это говорит о том, что и простота сердца, и глубокая добросовестная ученость одинаково ведут ко Христу. Но первый путь прямее, короче и вернее второго.

Итак, если мы стремимся к Богопознанию, то, прежде всего, нужно не умножать свои теоретические знания о Боге, а очистить свое сердце, чтобы быть способными воспринять эти же знания в благодатном общении с Творцом. Вспомним, что только чистые сердцем Бога узрят.

– Отец Дмитрий, часто мы читаем или слышим – духовная радость праздника? А что это? Можно ли словами эту радость описать?

– Сами описывать не дерзнем. Обратимся к людям более опытным. Протоиерей Валериан Кречетов, рассуждая на данную тему пишет: «Это именно та радость, о которой Господь сказал, что ее «никто не отнимет от вас» (Ин.16:22). Этой радости желал всем святой апостол: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите…» (1Фес.5:16-18). И вот именно это устроение дает человеку возможность радоваться уже здесь, в этой жизни, в ожидании будущей радости. Кстати, об этом даже Гете говорил: «Кто не верит в будущую жизнь, тот мертв и для этой». А если человек живет для будущей жизни, он и здесь живет по-другому: и тут радуется, и там для него будет радость! А если человек и здесь, бедненький, мучается (например, завистью, злобой и т.д.), то и тут-то он не живет, и там для него жизни не будет. Жалко таких людей…»

И вообще ключевое слово для праздника Рождества Христова - радость. Так Ангел и сказал пастухам: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель (Лк. 2, 11).

Беда нашего времени как раз и заключается в том, что в мире иссякает радость, потому что люди всё больше отдаляют себя от Бога. Каждая душа – верующая и неверующая – жаждет любви нелицемерной, являющейся самым важным источником радости, но в жизни нашей действует неумолимый закон: если ты не любишь сам, то ты и не получаешь любви. Оказывается, чтобы быть любимым и пребывать в радости, надо самому что-то сделать, попутно освободив себя от пут сиротства, уныния, вражды, самолюбия, зависти, одиночества, засасывающей суеты житейской.

Рождественские дни – самое лучшее время для кардинальной ревизии нашей жизни. Ведь ради этого и явился Спаситель, чтобы все люди стали внутренне свободными, жили в истине, осознали свое Божие сыновство, были любимы и отдавали эту любовь другим. И потому пребывали бы постоянно в радости.

И в заключении по данному вопросу хотелось бы привести замечательное святоотеческое высказывание: «Кто не вкусил всей тяготы поста, тот не может разделить и полноту радости праздника».

– Может быть, это наследственное? То есть с советских времен, когда лишь в праздник можно было «порадовать желудок»?

– В советское время люди были ограничены в выборе продуктов по независящим от них причинам. Воздержание, если его можно назвать таковым, было поневоле, поэтому любое торжество стремились превратить в «праздник живота».

Теперь же люди нецерковные совершенно не постятся. Естественно, что от праздничного стола они не получают особой радости. Именно поэтому я бы не стал говорить о некой наследственности…

Люди же церковные как тогда, так и теперь добровольно отказываются от мясных и молочных продуктов на протяжении всего поста, поэтому они искренне способны радоваться долгожданному разговению. И ничего плохого тут нет. Ведь Господь и Сам вкушал пищу, был на брачном пире в Кане Галилейской и заботился о том, чтобы накормить слушающих Его проповедь. Поэтому забота об угощении, забота о пище не является чем-то непонятным или ненужным. Недаром говорят, что если «немощствует тело, немощствует и душа», а если радуется тело, то радуется и душа. Все-таки эти сущности, духовная и телесная, связаны между собой. И это естественно, это цельность человеческой природы.

– Рождество Христово предваряют недели Святых Праотец и Святых Отец…

– Такое богослужебное название имеют два последних перед Рождеством воскресения. Они посвящены воспоминанию прародителей Спасителя и всех ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествия. Наименование "праотец" указывает только на то, что эта Неделя предшествует Неделе "отец".

В службе праотец и отец наибольшее внимание уделяется пророку Даниилу и трем отрокам, прообразовавшим в пещи огненной Рождество Христово, не опалившее "Утробу Девичу".

Вспоминая ветхозаветных праведников, мы прославляем и благодарим их за то, что они сохранили для нас истину веры и предание Церкви. Они сами искренне ждали Мессию и заповедали своим потомкам спасаться этим чаянием.

– Любой праздник, а Рождество в особенности, придает особый импульс творить дела любви ближним, знакомым и даже совершенно чужим людям. С родными все более-менее понятно. А чужим? Ходить специально по улицам города и искать того, кому бы добро сделать? Тут я слегка ерничаю, а все-таки…

– Все мы с вами помним притчу о милостивом самарянине, в которой Господь Иисус Христос учит нас не делить людей на своих и чужих, а относиться ко всем с заботой и любовью. Я уверен, что каждый верующий человек знает, чем он может быть полезен своему ближнему.

Итак, как вы верно заметили, праздник Рождества Христова придает особый импульс творить дела милосердия. Современному человеку не нужно искать на улице кого бы облагодетельствовать. На помощь нам приходят разного рода социальные и благотворительные организации, ну и, конечно, Церковь.

По благословению Преосвященнейшнго Иоанна, епископа Брестского и Кобринского, в нашей епархии в эти дни проходит благотворительная акция «Подари Рождество ребенку». Каждый может принести в любой храм епархии новые игрушки или канцелярские принадлежности и тем самым подарить радость праздника деткам, лишенным родительского тепла, а так же детям реабилитационных центров, несущих тяжелый крест телесных страданий.

– Отец Дмитрий, поскольку рождественский стол и подарки никто не собирается отменять, то как к этим самым подаркам относиться? Точнее, как их правильно выбирать? Что, кому и как дарить?

– Дарить подарки на Рождество – это общехристианская традиция, и восходит она, пожалуй, к святителю Николаю Мирликийскому чудотворцу. У всех на слуху, как святитель помогал нуждающимся. Вот и мы, говоря о подарках, должны, прежде всего, подражать его добродетели. То есть накануне Рождества, да и после него, нужно оглянуться вокруг себя и поддержать нуждающихся материально, едой, одеждой и т. д.

Что же касается подарков родным и близким, то здесь уж, на что фантазии хватит. Новогодние ярмарки и распродажи предлагают довольно большой выбор. Основными критериями, по-моему, здесь должны быть простота и практичность. Не стоит дарить дорогих подарков, т.к. они будут диссонировать с общим тоном благотворительности самого праздника.

И все же главные подарки на Рождество должны быть не материальны. С древних времен православные христиане, в период святок, ходили друг другу в гости, пели праздничные песнопения (колядовали), дарили друг другу тепло общения, делились радостью Боговоплощения, дарили себя окружающим людям тогда, когда Бог подарил себя человечеству.

– Когда в детстве перед новым годом в доме появлялась елка, настроение как-то само собой становилось радостное в ожидании необычных, счастливых ближайших дней. Эти дни проходили, а во дворе в итоге лежало много-много никому ненужных елок с остатками украшений. До сих пор ощущаю ту необъяснимую тревогу, которую их вид во мне вызывал.

– Соглашусь с вами. Свалка погибших елей не самая приятная картина… И если задаться вопросом, который любят поднимать экологи, сколько елей вырубается к новогодним праздникам, то становится немного жутковато.

Действительно, проблемы экологии сейчас довольно актуальны. Это заставляет самые различные страны и народы консолидироваться в поиске общего решения. Примером такого сотрудничества служит недавний экологический саммит в Париже.

Церковь, со своей стороны, видит корни экологических проблем в оскудении нравственной и культурной стороны жизни общества: человечество стало потреблять природные богатства в значительно большей степени, чем это необходимо для благополучного существования. Неумеренность, алчность, стяжательство, бескультурье являются прямыми источниками нынешней сложной экологической ситуации в мире.

Позиция Церкви по данному вопросу нашла свое отражение как в концептуальных документах (Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (раздел XIII), Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека (гл. III, п. 5), Позиции Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии), так и на практике. Примером последнего может послужить определение Священного Синода от 13 июля 2015 года, в котором первое воскресенье сентября устанавливается днем особой ежегодной молитвы о Божием творении.

Итак, вернемся к нашим елкам. Церковь не считает вырубку деревьев грехом, но осуждает их бесконтрольное и самовольное истребление. Согласитесь, мы ведь не высчитываем, сколько животных лишено жизни специально к нашему праздничному столу, или сколько цветов вырезано к тому или другому событию. А если бы и знали, то разве бы перестали есть мясо или дарить цветы?

Какую ель поставить дома: живую или искусственную? Церковь оставляет за своими чадами свободу выбора. Скажу лишь, что практически повсеместная традиция украшать храмы натуральными елями связана с желанием духовенства принести в дар новорожденному Богомладенцу лишь самое лучшее из Его творения.

Беседовал Геннадий Левчук

На вопросы «ДВ» отвечает клирик Свято-Троицкого храма г.Бреста иерей Димитрий Омельянец.

– Заканчивается Рождественский пост. Приближается само Рождество. Праздник необычен, если окунуться в историю: Иерусалим весь спит, спят все окрестности, бодрствуют только пастухи. И … совершается величайшее Таинство – Рождение Сына Божия, Рождество Христово. Возвещается оно людям непосредственно ангелами. Кому возвещается? Пастухам… А затем волхвам, восточным мудрецам, ученым людям своего времени. И они тоже пришли поклониться Родившемуся Богомладенцу, следуя за звездой. Отец Дмитрий, В чем символизм или вселенский смысл такой последовательности?

– Почему радость о рождении Богомладенца возвещается простым пастухам, а не ученейшим представителям иудейского народа в лице книжников и фарисеев, хорошо объясняет в своем толковании на Евангелие Блаженнейший Феофилакт, архиепископ Болгарский. Он пишет, что Ангел является пастухам за простоту их нрава и незлобие, так как они видимо подражают образу жизни праведных. Ведь Иаков, Моисей и Давид, были тоже пастухами. Напротив ангел не явился фарисеям или книжникам, потому что они были лицемерами и вели себя чрезвычайно надменно. Таким образом, Господь с самого начала избирает для своей проповеди чистых сердцем.

А вот как раз о смысле последовательности замечательно говорит, митрополит Казанский и Татарстанский, Анастасий. По его мысли в рассказе о Рождестве Христовом примечательно то, что первыми поклонились родившемуся Спасителю пастухи, истинные дети природы, которые могли открыть пред Ним только сокровищницу своего сердца, полную простоты, веры и смирения. Уже значительно позже пришли волхвы с Востока, насыщенные ученой мудростью, повергшие пред Богомладенцем вместе с благоговейною радостью золото, ладан и смирну. Они должны были совершить долгий путь, прежде чем достигли Иудеи, и даже, находясь уже в Иерусалиме, не сразу смогли найти место рождения Царя Иудейского. Это говорит о том, что и простота сердца, и глубокая добросовестная ученость одинаково ведут ко Христу. Но первый путь прямее, короче и вернее второго.

Итак, если мы стремимся к Богопознанию, то, прежде всего, нужно не умножать свои теоретические знания о Боге, а очистить свое сердце, чтобы быть способными воспринять эти же знания в благодатном общении с Творцом. Вспомним, что только чистые сердцем Бога узрят.

– Отец Дмитрий, часто мы читаем или слышим – духовная радость праздника? А что это? Можно ли словами эту радость описать?

– Сами описывать не дерзнем. Обратимся к людям более опытным. Протоиерей Валериан Кречетов, рассуждая на данную тему пишет: «Это именно та радость, о которой Господь сказал, что ее «никто не отнимет от вас» (Ин.16:22). Этой радости желал всем святой апостол: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите…» (1Фес.5:16-18). И вот именно это устроение дает человеку возможность радоваться уже здесь, в этой жизни, в ожидании будущей радости. Кстати, об этом даже Гете говорил: «Кто не верит в будущую жизнь, тот мертв и для этой». А если человек живет для будущей жизни, он и здесь живет по-другому: и тут радуется, и там для него будет радость! А если человек и здесь, бедненький, мучается (например, завистью, злобой и т.д.), то и тут-то он не живет, и там для него жизни не будет. Жалко таких людей…»

И вообще ключевое слово для праздника Рождества Христова - радость. Так Ангел и сказал пастухам: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель (Лк. 2, 11).

Беда нашего времени как раз и заключается в том, что в мире иссякает радость, потому что люди всё больше отдаляют себя от Бога. Каждая душа – верующая и неверующая – жаждет любви нелицемерной, являющейся самым важным источником радости, но в жизни нашей действует неумолимый закон: если ты не любишь сам, то ты и не получаешь любви. Оказывается, чтобы быть любимым и пребывать в радости, надо самому что-то сделать, попутно освободив себя от пут сиротства, уныния, вражды, самолюбия, зависти, одиночества, засасывающей суеты житейской.

Рождественские дни – самое лучшее время для кардинальной ревизии нашей жизни. Ведь ради этого и явился Спаситель, чтобы все люди стали внутренне свободными, жили в истине, осознали свое Божие сыновство, были любимы и отдавали эту любовь другим. И потому пребывали бы постоянно в радости.

И в заключении по данному вопросу хотелось бы привести замечательное святоотеческое высказывание: «Кто не вкусил всей тяготы поста, тот не может разделить и полноту радости праздника».

– Может быть, это наследственное? То есть с советских времен, когда лишь в праздник можно было «порадовать желудок»?

– В советское время люди были ограничены в выборе продуктов по независящим от них причинам. Воздержание, если его можно назвать таковым, было поневоле, поэтому любое торжество стремились превратить в «праздник живота».

Теперь же люди нецерковные совершенно не постятся. Естественно, что от праздничного стола они не получают особой радости. Именно поэтому я бы не стал говорить о некой наследственности…

Люди же церковные как тогда, так и теперь добровольно отказываются от мясных и молочных продуктов на протяжении всего поста, поэтому они искренне способны радоваться долгожданному разговению. И ничего плохого тут нет. Ведь Господь и Сам вкушал пищу, был на брачном пире в Кане Галилейской и заботился о том, чтобы накормить слушающих Его проповедь. Поэтому забота об угощении, забота о пище не является чем-то непонятным или ненужным. Недаром говорят, что если «немощствует тело, немощствует и душа», а если радуется тело, то радуется и душа. Все-таки эти сущности, духовная и телесная, связаны между собой. И это естественно, это цельность человеческой природы.

– Рождество Христово предваряют недели Святых Праотец и Святых Отец…

– Такое богослужебное название имеют два последних перед Рождеством воскресения. Они посвящены воспоминанию прародителей Спасителя и всех ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествия. Наименование "праотец" указывает только на то, что эта Неделя предшествует Неделе "отец".

В службе праотец и отец наибольшее внимание уделяется пророку Даниилу и трем отрокам, прообразовавшим в пещи огненной Рождество Христово, не опалившее "Утробу Девичу".

Вспоминая ветхозаветных праведников, мы прославляем и благодарим их за то, что они сохранили для нас истину веры и предание Церкви. Они сами искренне ждали Мессию и заповедали своим потомкам спасаться этим чаянием.

– Любой праздник, а Рождество в особенности, придает особый импульс творить дела любви ближним, знакомым и даже совершенно чужим людям. С родными все более-менее понятно. А чужим? Ходить специально по улицам города и искать того, кому бы добро сделать? Тут я слегка ерничаю, а все-таки…

– Все мы с вами помним притчу о милостивом самарянине, в которой Господь Иисус Христос учит нас не делить людей на своих и чужих, а относиться ко всем с заботой и любовью. Я уверен, что каждый верующий человек знает, чем он может быть полезен своему ближнему.

Итак, как вы верно заметили, праздник Рождества Христова придает особый импульс творить дела милосердия. Современному человеку не нужно искать на улице кого бы облагодетельствовать. На помощь нам приходят разного рода социальные и благотворительные организации, ну и, конечно, Церковь.

По благословению Преосвященнейшнго Иоанна, епископа Брестского и Кобринского, в нашей епархии в эти дни проходит благотворительная акция «Подари Рождество ребенку». Каждый может принести в любой храм епархии новые игрушки или канцелярские принадлежности и тем самым подарить радость праздника деткам, лишенным родительского тепла, а так же детям реабилитационных центров, несущих тяжелый крест телесных страданий.

– Отец Дмитрий, поскольку рождественский стол и подарки никто не собирается отменять, то как к этим самым подаркам относиться? Точнее, как их правильно выбирать? Что, кому и как дарить?

– Дарить подарки на Рождество – это общехристианская традиция, и восходит она, пожалуй, к святителю Николаю Мирликийскому чудотворцу. У всех на слуху, как святитель помогал нуждающимся. Вот и мы, говоря о подарках, должны, прежде всего, подражать его добродетели. То есть накануне Рождества, да и после него, нужно оглянуться вокруг себя и поддержать нуждающихся материально, едой, одеждой и т. д.

Что же касается подарков родным и близким, то здесь уж, на что фантазии хватит. Новогодние ярмарки и распродажи предлагают довольно большой выбор. Основными критериями, по-моему, здесь должны быть простота и практичность. Не стоит дарить дорогих подарков, т.к. они будут диссонировать с общим тоном благотворительности самого праздника.

И все же главные подарки на Рождество должны быть не материальны. С древних времен православные христиане, в период святок, ходили друг другу в гости, пели праздничные песнопения (колядовали), дарили друг другу тепло общения, делились радостью Боговоплощения, дарили себя окружающим людям тогда, когда Бог подарил себя человечеству.

– Когда в детстве перед новым годом в доме появлялась елка, настроение как-то само собой становилось радостное в ожидании необычных, счастливых ближайших дней. Эти дни проходили, а во дворе в итоге лежало много-много никому ненужных елок с остатками украшений. До сих пор ощущаю ту необъяснимую тревогу, которую их вид во мне вызывал.

– Соглашусь с вами. Свалка погибших елей не самая приятная картина… И если задаться вопросом, который любят поднимать экологи, сколько елей вырубается к новогодним праздникам, то становится немного жутковато.

Действительно, проблемы экологии сейчас довольно актуальны. Это заставляет самые различные страны и народы консолидироваться в поиске общего решения. Примером такого сотрудничества служит недавний экологический саммит в Париже.

Церковь, со своей стороны, видит корни экологических проблем в оскудении нравственной и культурной стороны жизни общества: человечество стало потреблять природные богатства в значительно большей степени, чем это необходимо для благополучного существования. Неумеренность, алчность, стяжательство, бескультурье являются прямыми источниками нынешней сложной экологической ситуации в мире.

Позиция Церкви по данному вопросу нашла свое отражение как в концептуальных документах (Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (раздел XIII), Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека (гл. III, п. 5), Позиции Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии), так и на практике. Примером последнего может послужить определение Священного Синода от 13 июля 2015 года, в котором первое воскресенье сентября устанавливается днем особой ежегодной молитвы о Божием творении.

Итак, вернемся к нашим елкам. Церковь не считает вырубку деревьев грехом, но осуждает их бесконтрольное и самовольное истребление. Согласитесь, мы ведь не высчитываем, сколько животных лишено жизни специально к нашему праздничному столу, или сколько цветов вырезано к тому или другому событию. А если бы и знали, то разве бы перестали есть мясо или дарить цветы?

Какую ель поставить дома: живую или искусственную? Церковь оставляет за своими чадами свободу выбора. Скажу лишь, что практически повсеместная традиция украшать храмы натуральными елями связана с желанием духовенства принести в дар новорожденному Богомладенцу лишь самое лучшее из Его творения.

Беседовал Геннадий Левчук

На вопросы «ДВ» отвечает клирик Свято-Троицкого храма г. Бреста иерей Димитрий Омельянец

– Заканчивается Рождественский пост. Приближается само Рождество. Праздник необычен, если окунуться в историю: Иерусалим весь спит, спят все окрестности, бодрствуют только пастухи. И … совершается величайшее Таинство – Рождение Сына Божия, Рождество Христово. Возвещается оно людям непосредственно ангелами. Кому возвещается? Пастухам… А затем волхвам, восточным мудрецам, ученым людям своего времени. И они тоже пришли поклониться Родившемуся Богомладенцу, следуя за звездой. Отец Дмитрий, В чем символизм или вселенский смысл такой последовательности?

– Почему радость о рождении Богомладенца возвещается простым пастухам, а не ученейшим представителям иудейского народа в лице книжников и фарисеев, хорошо объясняет в своем толковании на Евангелие Блаженнейший Феофилакт, архиепископ Болгарский. Он пишет, что Ангел является пастухам за простоту их нрава и незлобие, так как они видимо подражают образу жизни праведных. Ведь Иаков, Моисей и Давид, были тоже пастухами. Напротив ангел не явился фарисеям или книжникам, потому что они были лицемерами и вели себя чрезвычайно надменно. Таким образом, Господь с самого начала избирает для своей проповеди чистых сердцем.

А вот как раз о смысле последовательности замечательно говорит, митрополит Казанский и Татарстанский, Анастасий. По его мысли в рассказе о Рождестве Христовом примечательно то, что первыми поклонились родившемуся Спасителю пастухи, истинные дети природы, которые могли открыть пред Ним только сокровищницу своего сердца, полную простоты, веры и смирения. Уже значительно позже пришли волхвы с Востока, насыщенные ученой мудростью, повергшие пред Богомладенцем вместе с благоговейною радостью золото, ладан и смирну. Они должны были совершить долгий путь, прежде чем достигли Иудеи, и даже, находясь уже в Иерусалиме, не сразу смогли найти место рождения Царя Иудейского. Это говорит о том, что и простота сердца, и глубокая добросовестная ученость одинаково ведут ко Христу. Но первый путь прямее, короче и вернее второго.

Итак, если мы стремимся к Богопознанию, то, прежде всего, нужно не умножать свои теоретические знания о Боге, а очистить свое сердце, чтобы быть способными воспринять эти же знания в благодатном общении с Творцом. Вспомним, что только чистые сердцем Бога узрят.

– Отец Дмитрий, часто мы читаем или слышим – духовная радость праздника? А что это? Можно ли словами эту радость описать?

– Сами описывать не дерзнем. Обратимся к людям более опытным. Протоиерей Валериан Кречетов, рассуждая на данную тему пишет: «Это именно та радость, о которой Господь сказал, что ее «никто не отнимет от вас» (Ин.16:22). Этой радости желал всем святой апостол: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите…» (1Фес.5:16-18). И вот именно это устроение дает человеку возможность радоваться уже здесь, в этой жизни, в ожидании будущей радости. Кстати, об этом даже Гете говорил: «Кто не верит в будущую жизнь, тот мертв и для этой». А если человек живет для будущей жизни, он и здесь живет по-другому: и тут радуется, и там для него будет радость! А если человек и здесь, бедненький, мучается (например, завистью, злобой и т.д.), то и тут-то он не живет, и там для него жизни не будет. Жалко таких людей…»

И вообще ключевое слово для праздника Рождества Христова - радость. Так Ангел и сказал пастухам: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель (Лк. 2, 11).

Беда нашего времени как раз и заключается в том, что в мире иссякает радость, потому что люди всё больше отдаляют себя от Бога. Каждая душа – верующая и неверующая – жаждет любви нелицемерной, являющейся самым важным источником радости, но в жизни нашей действует неумолимый закон: если ты не любишь сам, то ты и не получаешь любви. Оказывается, чтобы быть любимым и пребывать в радости, надо самому что-то сделать, попутно освободив себя от пут сиротства, уныния, вражды, самолюбия, зависти, одиночества, засасывающей суеты житейской.

Рождественские дни – самое лучшее время для кардинальной ревизии нашей жизни. Ведь ради этого и явился Спаситель, чтобы все люди стали внутренне свободными, жили в истине, осознали свое Божие сыновство, были любимы и отдавали эту любовь другим. И потому пребывали бы постоянно в радости.

И в заключении по данному вопросу хотелось бы привести замечательное святоотеческое высказывание: «Кто не вкусил всей тяготы поста, тот не может разделить и полноту радости праздника».

– Может быть, это наследственное? То есть с советских времен, когда лишь в праздник можно было «порадовать желудок»?

– В советское время люди были ограничены в выборе продуктов по независящим от них причинам. Воздержание, если его можно назвать таковым, было поневоле, поэтому любое торжество стремились превратить в «праздник живота».

Теперь же люди нецерковные совершенно не постятся. Естественно, что от праздничного стола они не получают особой радости. Именно поэтому я бы не стал говорить о некой наследственности…

Люди же церковные как тогда, так и теперь добровольно отказываются от мясных и молочных продуктов на протяжении всего поста, поэтому они искренне способны радоваться долгожданному разговению. И ничего плохого тут нет. Ведь Господь и Сам вкушал пищу, был на брачном пире в Кане Галилейской и заботился о том, чтобы накормить слушающих Его проповедь. Поэтому забота об угощении, забота о пище не является чем-то непонятным или ненужным. Недаром говорят, что если «немощствует тело, немощствует и душа», а если радуется тело, то радуется и душа. Все-таки эти сущности, духовная и телесная, связаны между собой. И это естественно, это цельность человеческой природы.

– Рождество Христово предваряют недели Святых Праотец и Святых Отец…

– Такое богослужебное название имеют два последних перед Рождеством воскресения. Они посвящены воспоминанию прародителей Спасителя и всех ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествия. Наименование "праотец" указывает только на то, что эта Неделя предшествует Неделе "отец".

В службе праотец и отец наибольшее внимание уделяется пророку Даниилу и трем отрокам, прообразовавшим в пещи огненной Рождество Христово, не опалившее "Утробу Девичу".

Вспоминая ветхозаветных праведников, мы прославляем и благодарим их за то, что они сохранили для нас истину веры и предание Церкви. Они сами искренне ждали Мессию и заповедали своим потомкам спасаться этим чаянием.

– Любой праздник, а Рождество в особенности, придает особый импульс творить дела любви ближним, знакомым и даже совершенно чужим людям. С родными все более-менее понятно. А чужим? Ходить специально по улицам города и искать того, кому бы добро сделать? Тут я слегка ерничаю, а все-таки…

– Все мы с вами помним притчу о милостивом самарянине, в которой Господь Иисус Христос учит нас не делить людей на своих и чужих, а относиться ко всем с заботой и любовью. Я уверен, что каждый верующий человек знает, чем он может быть полезен своему ближнему.

Итак, как вы верно заметили, праздник Рождества Христова придает особый импульс творить дела милосердия. Современному человеку не нужно искать на улице кого бы облагодетельствовать. На помощь нам приходят разного рода социальные и благотворительные организации, ну и, конечно, Церковь.

По благословению Преосвященнейшнго Иоанна, епископа Брестского и Кобринского, в нашей епархии в эти дни проходит благотворительная акция «Подари Рождество ребенку». Каждый может принести в любой храм епархии новые игрушки или канцелярские принадлежности и тем самым подарить радость праздника деткам, лишенным родительского тепла, а так же детям реабилитационных центров, несущих тяжелый крест телесных страданий.

– Отец Дмитрий, поскольку рождественский стол и подарки никто не собирается отменять, то как к этим самым подаркам относиться? Точнее, как их правильно выбирать? Что, кому и как дарить?

– Дарить подарки на Рождество – это общехристианская традиция, и восходит она, пожалуй, к святителю Николаю Мирликийскому чудотворцу. У всех на слуху, как святитель помогал нуждающимся. Вот и мы, говоря о подарках, должны, прежде всего, подражать его добродетели. То есть накануне Рождества, да и после него, нужно оглянуться вокруг себя и поддержать нуждающихся материально, едой, одеждой и т. д.

Что же касается подарков родным и близким, то здесь уж, на что фантазии хватит. Новогодние ярмарки и распродажи предлагают довольно большой выбор. Основными критериями, по-моему, здесь должны быть простота и практичность. Не стоит дарить дорогих подарков, т.к. они будут диссонировать с общим тоном благотворительности самого праздника.

И все же главные подарки на Рождество должны быть не материальны. С древних времен православные христиане, в период святок, ходили друг другу в гости, пели праздничные песнопения (колядовали), дарили друг другу тепло общения, делились радостью Боговоплощения, дарили себя окружающим людям тогда, когда Бог подарил себя человечеству.

– Когда в детстве перед новым годом в доме появлялась елка, настроение как-то само собой становилось радостное в ожидании необычных, счастливых ближайших дней. Эти дни проходили, а во дворе в итоге лежало много-много никому ненужных елок с остатками украшений. До сих пор ощущаю ту необъяснимую тревогу, которую их вид во мне вызывал.

– Соглашусь с вами. Свалка погибших елей не самая приятная картина… И если задаться вопросом, который любят поднимать экологи, сколько елей вырубается к новогодним праздникам, то становится немного жутковато.

Действительно, проблемы экологии сейчас довольно актуальны. Это заставляет самые различные страны и народы консолидироваться в поиске общего решения. Примером такого сотрудничества служит недавний экологический саммит в Париже.

Церковь, со своей стороны, видит корни экологических проблем в оскудении нравственной и культурной стороны жизни общества: человечество стало потреблять природные богатства в значительно большей степени, чем это необходимо для благополучного существования. Неумеренность, алчность, стяжательство, бескультурье являются прямыми источниками нынешней сложной экологической ситуации в мире.

Позиция Церкви по данному вопросу нашла свое отражение как в концептуальных документах (Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (раздел XIII), Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека (гл. III, п. 5), Позиции Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии), так и на практике. Примером последнего может послужить определение Священного Синода от 13 июля 2015 года, в котором первое воскресенье сентября устанавливается днем особой ежегодной молитвы о Божием творении.

Итак, вернемся к нашим елкам. Церковь не считает вырубку деревьев грехом, но осуждает их бесконтрольное и самовольное истребление. Согласитесь, мы ведь не высчитываем, сколько животных лишено жизни специально к нашему праздничному столу, или сколько цветов вырезано к тому или другому событию. А если бы и знали, то разве бы перестали есть мясо или дарить цветы?

Какую ель поставить дома: живую или искусственную? Церковь оставляет за своими чадами свободу выбора. Скажу лишь, что практически повсеместная традиция украшать храмы натуральными елями связана с желанием духовенства принести в дар новорожденному Богомладенцу лишь самое лучшее из Его творения.

Беседовал Геннадий Левчук

Уважаемые читатели! Объявляется подписка на православную газету «Духовный вестник» на первое полугодие 2017 года – подписной индекс 63113, цена на 1 месяц – 0,93 руб., на 3 месяца – 2,79 руб., на полгода – 5,58 руб.

Подписка оформляется во всех почтовых отделениях РБ. Спрашивайте газету "Духовный вестник" в киосках "Белсоюзпечати".