film1Наша беседа с Ольгой Семенюк – брестчанкой, членом Белорусского Союза Кинематографистов. Так получилось, что она «снимала» знаменитый фильм «Брестская крепость» (2010 г.).

– Ольга, как так получилось, что вам удалось устроиться хоть и на временную, но столь завидную работу (много мечтающих «потереться» среди знаменитостей)?

– Я имею теоретическое киношное образование, однако в последнее время меня больше стала привлекать именно практика создания фильмов: хотелось познать творческий процесс изнутри, проникнуть в тайны кинематографического «зазеркалья». А тут – такое событие! Не каждый день в нашем городе приходиться наблюдать, как снимают «большое» кино, тем более столь масштабного характера.

Еще со студенческой скамьи мне была особенно близка тематика духовно-патриотического кино, и на момент начала съемок художественной кинокартины «Брестская крепость» в моем «портфолио» уже имелся один короткий документальный видеофильм собственной режиссуры под названием «Помнит небо». Эта картина посвящена первому Герою Республики Беларусь, военному летчику 1-го класса, нашему земляку, брестчанину Владимиру Карвату, который в 1996 году погиб, спасая жизни других людей.

Учитывая мои стремления совершенствовать мастерство, я понимала, что участие в подобном проекте было бы для меня незаменимой возможностью приобретения бесценного опыта. Но как было этого добиться? В жаркий июньский полдень я прямиком, на встречу мечте, отправилась в крепость, где в это время проходила подготовка к началу съемок. Нашла режиссера картины – Александра Котта, и попросилась хотя бы чай на плане готовить, в качестве волонтера… Навсегда запомнилась моя первая встреча с этим молодым, но очень талантливым человеком: спокойным, улыбчивым. Своим тихим голосом он спросил:

– Снимать видео умеешь?

– Да, – говорю.

– И камера своя есть?

– Имеется.

– Тогда будешь снимать нам фильм о фильме, потому-то готовить чай тебе, думаю, будет совсем неинтересно!

О таком повороте событий я и мечтать не могла! Так я начала работу по договору с продюсерским центром, который возглавлял Игорь Угольников. С этого момента началось мое близкое знакомство и тесное соприкосновение с «закадровым миром».

– А для чего нужны так называемые рабочие съемки? Современная мода, обычная традиция. Как-то используются они в дальнейшем?

– Рабочие съемки с плана, подобно тем, что я осуществляла четыре месяца, как правило, используются в рекламных целях и как архивный материал регистрации рабочего процесса, для истории. По итогам, так называемый фильм о фильме «Брестская крепость» – выпущен, его можно просмотреть в приложении к лицензионному изданию DVD-диска либо на пространстве интернет-ресурсов. В нем содержаться интервью с участниками съемок, а также кадры рабочих моментов.

– А есть ли какие-либо традиции среди киношников перед началом съёмок?

– Кинематографистам известно, что каждый фильм начинается с «тарелки» и заканчивается «шапкой». Да-да, именно так. Существует старая кинематографическая традиция – в первый день съемок на обычной столовой тарелке все участники съемочной группы ставят свои подписи, а затем разбивают тарелку о кинокамеру на удачу.

Так, 5 июля 2009 года тарелка была разбита, тем самым было положено начало, осмелюсь сказать, историческому событию, в котором мне довелось участвовать – воссозданию экранного образа военных действий, проходивших в первые дни и часы Великой Отечественной войны в цитадели.

– Что входило в Ваши обязанности? Кстати, быстро ли привыкли к непривычному шуму: взрывы, выстрелы, крики. Едкий дым.

– Четыре, казалось бы, долгих месяца тяжелого труда, сегодня вспоминаются, как яркий сон, в котором я не только совершенствовала творческое мастерство, но и с головой окунулась в первые дни войны, со всем ее ужасом и страхом. И пусть это был всего лишь удачный грим, сценография и чудеса пиротехники – но я лежала в окопах, бегала под пулями, пробиралась сквозь густой дым… и не было ни дня, когда не пролила бы слезу над этой трагедией в нашей истории, которой, казалось порой, я сама была участницей.

– Актеры в своих интервью после выхода фильма на большой экран, как правило, часто говорили о том, что место съемок (территория крепости) их дополнительно стимулировало, то есть, грубо говоря, они «кожей чувствовали» невидимое присутствие тех, кто здесь принял первый бой, сражался, погибал. Вы видели работу актеров до, во время и после съемок. Общались. Ваши впечатления и ощущения в этом плане.

– В целом, во время съемок, я восхищалась не только высоким профессионализмом и качеством работы этих молодых, творческих и «глубоких» ребят, – меня также впечатлила спокойная, дружелюбная обстановка во время рабочего процесса, несмотря на всю его тяжесть и серьезность. Чувствовалась неподдельная сплоченность во имя одной, общей идеи, поэтому каждый старался, по мере необходимости, помогать другому, и все стали такой единой «временной семьей».

Были и веселые моменты, особенно те, когда коллеги-кинематографисты отмечали на плане дни рождения – у них к этому свой, оригинальный, творческий подход. На съемочной площадке они дневали и ночевали, и было очевидно, что работа и досуг для этих людей, как кино и отраженная в нем жизнь – неразделимы.

Ой, я забыла рассказать о «шапке». Шапка является символом «покрытия» чего-то, как окончательного, завершающего жеста. Поэтому «шапкой» кинематографический народ называет торжественный фуршет по случаю завершения съемок кинокартины. Но «шапка» – это не только брызги шампанского. Это, прежде всего, подведение итогов работы. Много трогательных слов прозвучало от продюсеров, актеров, консультантов, – все высказывания свидетельствовали об одном: Брестская крепость, как реальная, так и кинематографическая, навсегда оставила в душах неизгладимый след, и каждый из них, покидая город над Бугом, оставлял здесь частичку себя, с острым желанием непременно вернуться.

film2Вспоминаются сегодня слова, произнесенные во время прощального фуршета Александром Коттом, в которых режиссер подчеркнул, что каждому из нас на этой земле Господом отведено драгоценное время, которое мы все должны ценить и проводить с пользой, и выразил надежду, что наше общее дело совершено не зря – фильм послужит добрым уроком и поможет еще многие годы сохранить память о героическом подвиге защитников обороны крепости, сражавшихся в боях на Священной Брестской земле.

– На территории крепости находится гарнизонная Никольская церковь. Кто-то из съемочной группы бывал на службах? Вопрос не праздный. Игорь Угольников (продюсер фильма «Брестская крепость) накануне премьеры нового своего фильма «Батальон» не раз рассказывал, что перед съемками последнего совершались молебны. Мало того, для осуществления этого проекта он брал благословение у Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

– Мне не раз приходилось слышать, что руководители творческой группы просили благословение на начало работы над кинокартиной «Брестская крепость» и молитвенно окормлялись у бывшего настоятеля гарнизонного собора в крепости протоиерея Игоря Умца.

Кстати, «герои съемок» – и режиссер, и продюсеры, и актеры – не раз еще посещали Брест. Среди них – один из самых востребованных актеров, яркий и незаурядный – Андрей Мерзликин, исполнивший в фильме «Брестская крепость» роль А.М.Кижеватова – глубоко верующий, православный человек. Он неоднократно еще приезжал в наш город над Бугом с семьей и родителями к своим новым друзьям-брестчанам, с которыми познакомился во время съемок.

Беседовал Геннадий Левчук

Уважаемые читатели! Объявляется подписка на православную газету «Духовный вестник» на первое полугодие  2020 года – подписной индекс 63113, цена на 1 месяц – 1,21 руб., на 3 месяца – 3,63 руб., на полгода – 7,26 руб.

Подписка оформляется во всех почтовых отделениях РБ. Спрашивайте газету "Духовный вестник" в киосках "Белсоюзпечати".