o dimitry 2На вопросы «ДВ» отвечает клирик Свято-Троицкого храма г.Бреста иерей Димитрий Омельянец.

– Заканчивается Рождественский пост. Приближается само Рождество. Праздник необычен, если окунуться в историю: Иерусалим весь спит, спят все окрестности, бодрствуют только пастухи. И … совершается величайшее Таинство – Рождение Сына Божия, Рождество Христово. Возвещается оно людям непосредственно ангелами. Кому возвещается? Пастухам… А затем волхвам, восточным мудрецам, ученым людям своего времени. И они тоже пришли поклониться Родившемуся Богомладенцу, следуя за звездой. Отец Дмитрий, В чем символизм или вселенский смысл такой последовательности?

– Почему радость о рождении Богомладенца возвещается простым пастухам, а не ученейшим представителям иудейского народа в лице книжников и фарисеев, хорошо объясняет в своем толковании на Евангелие Блаженнейший Феофилакт, архиепископ Болгарский. Он пишет, что Ангел является пастухам за простоту их нрава и незлобие, так как они видимо подражают образу жизни праведных. Ведь Иаков, Моисей и Давид, были тоже пастухами. Напротив ангел не явился фарисеям или книжникам, потому что они были лицемерами и вели себя чрезвычайно надменно. Таким образом, Господь с самого начала избирает для своей проповеди чистых сердцем.

charotaСегодня гость «ДВ» – Чарота Иван Алексеевич. Кратко о нашем собеседнике:

Рожден 16.09.1952 в деревне Лыщики Кобринского района Брестской области БССР.

Доктор филологических наук, профессор, академик Сербской Академии наук и искусств, академик Международной Славянской Академии, заведующий кафедрой славянских литератур Белорусского государственного университета (Минск), член Союзов писателей Беларуси, России и Республики Сербской,  секретарь Библейской Комиссии Белорусского Экзархата РПЦ, член редакционных коллегий 9 периодических изданий (в том числе 4-х зарубежных).

Автор свыше 550 научных и литературно-критических работ по вопросам славянских литератур и культур, межславянских связей, истории Православия,  а также около 1100 переводов, по преимуществу  с сербского – произведений Иво Андрича, Бранислава Нушича, Добрицы Чосича,  Десанки Максимович, Бранко Чопича, Драгослава Михаиловича, Грозданы Олуич, Марко С. Марковича, Момира Лазича, Слободана Гавриловича, преп.Иустина (Поповича), свт. Николая (Велимировича), еп. Артемия (Радосавлевича), Его Святейшества Патриарха Павла, Невены Витошевич-Чеклич, Лиляны Хабьянович-Джурович, Раде Драинца, Миры Радоевич и Любодрага Димича …  (в том числе свыше 60 книг), равно как и с языков русского, польского, украинского, болгарского, македонского, словацкого, словенского на белорусский и русский, а также  на сербский с русского и белорусского. 

jenВ современном мире женщина все дальше отходит от обязанностей хранительницы домашнего очага и становится все более социально активной. Это заставило потесниться мужчин в таких традиционных отраслях как силовые структуры, наука и даже политика.

Сейчас женщины из современного общества приходят в Церковь и несут сюда свое понимание церковной действительности. Наша задача - определить нынешние границы участия женщины в жизни Церкви вообще и в частности поговорить о женском служении в нашей епархии. Поможет нам в этом старшая сестра Совета Сестричеств Милосердия Брестской епархии Семке Светлана Васильевна.

– Здравствуйте, Светлана Васильевна! Расскажите, пожалуйста, немного о себе и о вашем служении в Церкви. Как получилось, что вы заняли такую ответственную должность? В чем тяготы и радости вашего служения?

– Старшей сестрой Совета Сестричеств Милосердия Брестской епархии я стала не сразу, а по прошествии нескольких лет служения Старшей сестрой в сестричестве в честь преподобномученика Афанасия, игумена Брестского при Свято-Симеоновском кафедральном соборе г.Бреста.

sergiiНа вопросы «ДВ» отвечает священник Сергий Петрусевич, настоятель Покровского храма г.Жабинка, благочинный Жабинковского округа

– Отец Сергий, 2-3 февраля 2015 года в Москве состоялось Архиерейское Совещание, участники которого "одобрили, с последующим утверждением Архиерейским Собором, документ "Об участии верных в Евхаристии", которым надлежит руководствоваться в своей практике всем архипастырям, пастырям и мирянам Русской Православной Церкви". Документ опубликован на церковных сайтах, священнослужители уделяют ему особое внимание во время проповедей, в храмах нашей епархии по благословению Преосвященного Иоанна, Епископа Брестского и Кобринского раздают листовки, подготовленные Миссионерским отделом епархии, где приводится сокращенный вариант документа. Что Вы можете сказать о принятом документе?

– Значение этого документа сложно переоценить, так как он не только указывает, как правильно организовать церковно-приходскую жизнь, но, что самое главное, - ориентирует внимание человека XXI века на самое важное в духовной жизни- радостную встречу со Христом. Приведу замечательные слова священномученика Серафима Звездинского(1937), который говорит: "Много чудных цветов на пажитях церковных, но всех прекраснее роза – Божественная литургия.

Дивны драгоценные камни Церкви нашей – обряды, но всех ярче блистает бриллиант - Божественная литургия. Все источники, все ручейки - таинства наши сливаются в глубочайшем Святейшем Таинстве Божественной литургии". Так должен смотреть современный человек на церковную жизнь с ее молитвами, обрядами, установлениями, почитая их, осознавая их необходимость в жизни христианина, только при одном условии- участии в Божественной литургией и соединении со Христом в Таинстве Евхаристии.

efrosinНаша собеседница – настоятельница Спасского женского монастыря г.Кобрина игумения Евфросиния(Куракевич)

– Матушка Евфросиния, Вам видимо не раз приходилось отвечать на вопрос: а почему монастырь женский, если изначально был мужским?

– На момент возобновления монашеской жизни в Спасском кобринском монастыре в Брестской епархии уже существовало 2 мужских монастыря и 1 женский. Согласитесь, что третий мужской монастырь в одной епархии был бы уже лишним.

– Сколько у Вас инокинь, и каков распорядок дня?

– Сейчас в монастыре проживают 10 насельниц. День в монастыре начинается в 6 утра, через полчаса все сестры собираются в домовом храме для чтения утренних молитв, полуношницы и акафиста (по понедельникам – Божией Матери пред иконой Ея «Отрада» («Утешение»), по средам и пятницам – Иисусу Сладчайшему, по вторникам и четвергам – Божией Матери «Скоропослушница»). Если в этот день не совершается Божественная Литургия, то в 8 часов начинается завтрак, после которого сестры расходятся по послушаниям.

Все выполняемые в монастыре работы называются послушанием. В обители налажено подсобное хозяйство: заложены монастырский сад, огород, обустроены птичник, пасека, зарыблен пруд. Выпекается хлеб, работает рукодельная.

film1Наша беседа с Ольгой Семенюк – брестчанкой, членом Белорусского Союза Кинематографистов. Так получилось, что она «снимала» знаменитый фильм «Брестская крепость» (2010 г.).

– Ольга, как так получилось, что вам удалось устроиться хоть и на временную, но столь завидную работу (много мечтающих «потереться» среди знаменитостей)?

– Я имею теоретическое киношное образование, однако в последнее время меня больше стала привлекать именно практика создания фильмов: хотелось познать творческий процесс изнутри, проникнуть в тайны кинематографического «зазеркалья». А тут – такое событие! Не каждый день в нашем городе приходиться наблюдать, как снимают «большое» кино, тем более столь масштабного характера.

Еще со студенческой скамьи мне была особенно близка тематика духовно-патриотического кино, и на момент начала съемок художественной кинокартины «Брестская крепость» в моем «портфолио» уже имелся один короткий документальный видеофильм собственной режиссуры под названием «Помнит небо». Эта картина посвящена первому Герою Республики Беларусь, военному летчику 1-го класса, нашему земляку, брестчанину Владимиру Карвату, который в 1996 году погиб, спасая жизни других людей.

nasled2Мы – наследники Победы! Наш священный долг сохранить память о событиях Великой Отечественной войны. У каждого из нас предки пережили ужасы и горести войны. Наша задача как потомков знать не только свою родословную, но и судьбу наших родственников, соотечественников в годы ВОВ. Ведь все они страдали от холода, страха, голода… Кто в регулярных войсках, кто на оккупированной территории, кто в тылу…

Мой дедушка по материнской линии, Каштальян Николай Семёнович (17.03.1924 – 22.03.1990 гг.) в октябре 1944 г. участвовал в боях при освобождении Польши. Служил в 7 отдельном инженерно-сапёрном батальоне. Сапёром на передовой дошёл до Варшавы, был тяжело ранен в ноги, перенёс контузию. У нас дома хранятся его награды. Для меня большая честь, что мой дедушка был участником Великой Отечественной войны. На момент его смерти мне ещё не было и 5 лет, но я благодарю Бога за то, что даровал мне хорошую память и я даже сейчас, спустя четверть века, помню как меня дедушка маленького носил на руках, как надевал свои награды и шёл на митинг.

В год 60-летия Освобождения Беларуси, летом 2004 г. я, сдав сессию, приехал к бабушке на каникулы в деревню Хомск Дрогичинского района. Мне в университете было дано задание провести интервью с очевидцем войны. Моя бабушка Каштальян Анна Петровна (21.11.1924 – 28.12.2010 гг.) очень хорошо помнила о войне. Сохранилась аудиокассета, на которой записаны воспоминания бабушки.

vospominВ год 60-летия Освобождения Беларуси, летом 2004 г. я, сдав сессию, приехал к бабушке на каникулы в деревню Хомск Дрогичинского района. Мне в университете было дано задание провести интервью с очевидцем войны. Моя бабушка Каштальян Анна Петровна (21.11.1924 – 28.12.2010 гг.) очень хорошо помнила о войне. Сохранилась аудиокассета, на которой записаны воспоминания бабушки.

Часть 3 (1941 – 1945 гг.)

– Бабушка, а можешь ли вспомнить, были ли слухи, что будет война между СССР и Германией?

– Ходили. Но люди считали, что это будет не очень скоро. Ведь знали, что Сталин и Гитлер заключили договор о ненападении. Люди были спокойны, потому что верили, что будет мир. Войска Германии дошли до Бреста, напали внезапно. А потом слухи начали очень усиливаться. И уже ждали ужас, беду.

–  А ты помнишь приход немцев летом 1941 года?

– Хорошо помню. Пришли отряды СС с закатанными рукавами. На них было страшно смотреть. А немцы шли, смеялись, спрашивали: «Чи далеко Москва?» Некоторые семьи укрывали у себя красноармейцев, оставшихся в живых после нападения на Брест, на погранотряды. Но очень боялись. Не многие так делали. Эти солдаты позже уходили в партизанские отряды.

vadimС православной точки зрения, болезнь – норма жизни, так как в грехопадении прародителей Адама и Евы человеческая плоть изменила свои качества – стала немощной, склонной к болезням и старости, смерти и тлению. «Неужели все болезни от грехов? – спрашивал святитель Иоанн Златоуст. – Не все, но большая часть.

Некоторые бывают от беспечности. Чревоугодие, пьянство и бездействие также производят болезни». «Болезни вместо епитимий идут. Терпите благодушно: они будут, как мыло у прачек», – говорил святой Феофан Затворник. Преподобный Иоанн Лествичник писал, что «болезни посылаются для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение».

Известно, что и святые имели болезни, часто неизлечимые. Апостол Павел, например, пишет: «… дано мне жало в плоть… удручать меня, чтобы я не превозносился» (2 Кор. 12:7). Некоторые святые молили Бога, чтобы им была послана болезнь как испытание, дающее возможность совершения сугубого духовного подвига.

Таким образом, святые отцы не считали болезнь местью за грехи, а только средством исправления грехов.

Сегодня гость «ДВ» – клирик Христорождественского храма г.Бреста протоиерей Вадим Володкевич.

Уважаемые читатели! Объявляется подписка на православную газету «Духовный вестник» на первое полугодие  2020 года – подписной индекс 63113, цена на 1 месяц – 1,21 руб., на 3 месяца – 3,63 руб., на полгода – 7,26 руб.

Подписка оформляется во всех почтовых отделениях РБ. Спрашивайте газету "Духовный вестник" в киосках "Белсоюзпечати".